ОТБОРОЧНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ БОИ ТУРНИРА МАТЕМАТИЧЕСКИХ БОЁВ ШКОЛ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ 2014 ГОДА (МАРТ 2013 ГОДА)

Регламент проведения отборочкых математических боёв турнира математических боёв школ Тульской области 2014 года (март 2013 года) 

1. Отборочные математические бои турнира математических боёв школ Тульской области (март 2013 года) проводятся в 2 тура.

В первом туре (16 марта) команды будут разбиты на пары согласно жребию, но, при этом, команды школ, показавших лучшие результаты на областном туре Всероссийской олимпиады школьников 2013 года, будут рассеяны, то есть, не встретятся друг с другом.

Во втором туре, 23 марта 2013 г. команды будут разбиты на пары согласно принципам швейцарской системы, то есть, по возможности, команды, выигравшие в первом туре, встретятся с выигравшими, проигравшие - с проигравшими.

2. На основе отборочных математических боёв формируется турнир математических боёв школ Тульской области 2014 года, который будет проведён в двух дивизионах, высшем и первом. К турниру высшего дивизиона (6 команд) будут допущены не менее 4-х команд-победительниц отборочных матбоёв, также будут учтены результаты областного тура Всероссийской олимпиады школьников 2013 года. К турниру первого дивизиона, приводящемуся по олимпийской системе (с выбыванием) будут допущены все другие команды, подавшие заявки.

3. В каждом матбое определяется победитель или фиксируется ничья. Места, занятые командами, распределяются по числу набранных очков (за победу начисляются 2 очка, за ничью – 1, за поражение – 0). В случае, когда какие-то две или более команд наберут одинаковое число очков, преимущество получает команда, имеющая лучший модифицированный коэффициент Бухгольца, т.е. сумму очков соперников (с которыми команда в турнире играла), умноженных на нормированный результат матбоя с этим соперником. Например, при победе со счётом 30:20 нормированный результат равен 30/(30+20)=0,6.

4. Состав команды, участвующей в математическом бое, формируется из 6 учеников со следующим распределением по классам: 11 класс – 3 человека, 10 класс – 2 человека, 9 класс – 1 человек. Допускаются замены в сторону уменьшения класса. В каждом последующем матбое допускаются любые изменения состава, если только этот состав окажется соответствующим данному пункту регламента. Команда в составе менее четырёх человек к матбою не допускается.

5. Математические бои проводятся в 4 учебном корпусе ТГПУ им. Л.Н.Толстого.

6. Командам, участвующим в матбое предоставляются изолированные помещения на срок до двух часов для решения задач, а также помещение с большой классной доской для ведения собственно матбоя, достаточно просторное, для того, чтобы вместить обе команды, жюри и зрителей.

7. Во время решения задач вместе с командой в комнате могут находиться только члены жюри, а также представитель команды-соперника.

8. Участникам матбоя разрешается пользоваться чертёжными инструментами, калькуляторами, справочниками, учебниками и т.п., запрещается пользоваться компьютерами, сборниками задач олимпиадного характера, конспектами занятий математических кружков, секций и т.п., а также в той или иной форме прибегать к мнению болельщиков, руководителей команды и прочих лиц. Во избежание недоразумений рекомендуется перед началом матбоя предъявить жюри материалы, которые предполагается использовать, без разрешения жюри запрещается пользоваться мобильными телефонами. Окончательное решение о возможности использования того или иного материала принимает председатель жюри.

9. Команде засчитывается техническое поражение со счётом 0:1, если она оказывается виновной в нарушении пунктов 7 или 8 настоящего документа, а также в случае неявки. Если нарушение п.8 выявлено в ходе собственно математического боя или по его окончании, то за командой, которой присуждается победа, сохраняются очки, набранные к тому моменту.

ТУР №1, 16 марта, задачи
1 Алексин, школа №2 - Тула, школа №16 22:7
2 Тула, гимназия №11 - Алексин, гимназия №18 5:31 
3 Алексин, школа №9 - 2 - Новомосковск, школа №1 10:6 (8:0)
4 Щёкино, лицей №1 - Суворов, школа №5 49:31
5 Тула, школа №25 - Тула, гимназия №20 11:45
6  Донской, школа №12 - Тула, гимназия №2 0:44

ТУР №2, 23 марта, задачи
1. Тула, гимназия №2 - Щёкино, лицей №1 20:43
2. Алексин, гимназия №18 - Алексин, школа №9 29:32 (0:0). ничья
3. Тула, гимназия №20 - Алексин, школа №2 32:30 (0:0), ничья
4. Суворов, школа №5  - Донской, школа №12 28:15
5. Новомосковск, школа №1  -  Тула, гимназия №11 10:30
6. Тула, школа №16 - Тула, школа №25 39:26

Итоговое положение
 м. команда                     очки коэфф.
 1. Щёкино, лицей №1            4    2,5901
 2. Алексин, гимназия №18       3    3,1485
 3.
Алексин, школа №2           3    2,9689
 4.
Алексин, школа №9           3    1,5738
 5. Тула, гимназия №20          3    1,5484

 6. Суворов, школа №5           2    1,5500
 7. Тула, гимназия №2           2    1,2698
 8. Тула, школа №16             2    0,7241
 9. Тула, гимназия №11          2    0,4167
10. Тула, школа №25             0    1,3893
11. Новомосковск, школа №1      0    1,2500
12. Донской, школа №12          0    0,6977
Пример вычисления модифицированного коэффициента Бухгольца (команды победительницы):
2*(49/(49+31))+2*(43/(43+20))=2,5901.

По результатам отборочного турнира 5 команд-победительниц будут приглашены в турнир Высшего Дивизиона 2014 года, 6-ая команда будет определена позднее.

Лучшие в неофициальном личном зачёте:
 1. Фетисов Юрий             Щёкино, лицей №1            10 кл.    21
 1. Коровкин Егор            Щёкино, лицей №1            10 кл.    21

 3. Бугров Сергей            Алексин, гимназия №18       11 кл.    20
 3. Воробьёв Иван            Тула, гимназия №20          11 кл.    20
 3. Ларичев Дмитрий          Суворов, школа №5           10 кл.    20
 6. Кусакин Дмитрий          Тула, гимназия №2           10 кл.    19
 6. Сичкар Дмитрий           Суворов, школа №5            8 кл.    1
9
 8. Морсин Иван              Щёкино, лицей №1            11 кл.    18
 9. Алисов Николай           Алексин, школа №2           10 кл.    17
10. Дмитренко Юлия           Тула, гимназия №20          10 кл.    15

 

Проект Турнира математических боёв школ Тульской области 2014 года.
Турнир высшей лиги (6 команд) пройдёт по круговой системе (каждая команда встретится с каждой). Расписание:
1 тур - 15 марта 2014 г.;
2 тур - 22 марта 2014 г.;
3 тур - 5 апреля 2014 г.;
4 тур - 12 апреля 2014 г.;
5 тур - 26 апреля 2014 г..
Турнир первой лиги пройдёт по олимпийской системе (с выбыванием). Расписание:
1/16 финала - 15 марта 2014 г.;
1/8 финала - 22 марта 2014 г.;
четвертьфиналы - 5 апреля 2014 г.;
полуфиналы - 12 апреля 2014 г.;
финал и матбой за 3-е место - 26 апреля 2014 г..
Заявки на участие в турнире 2014 года будут приниматься до 10 февраля 2014 г.
В дальнейшем будет действовать «спортивный» принцип обмена между лигами: команда, победившая в первой лиге, выходит в высшую лигу, а команда, занявшее последнее место в высшей лиге, выбывает в первую лигу.

Правила проведения математических боёв в г.Туле
1.     
Математический бой (матбой) является соревнованием двух команд, состав которых определяется согласно регламенту данного математического соревнования или договорённости.
2.     
В начале математического боя каждая команда получает список из 9 (одних и тех же) задач, подготовленных жюри.
3.     
Командам предоставляются изолированные помещения и 1,5 часа времени на решение задач. В случае обоюдного согласия время решения может быть увеличено ещё на 0,5 часа. О своём желании использовать дополнительное время капитан команды должен известить жюри не менее чем за 5 минут до окончания основного времени, после чего команда не может отозвать свою просьбу.
4.     
По окончании решения задач проводится жеребьёвка, которая определяет команду, начинающую матбой. Жеребьёвка не проводится в случае достижения обоюдного согласия по этому вопросу.
5.     
Собственно математический бой состоит из четырёх туров, в каждом из которых обе команды выбирают по одной задаче (ранее не выбранной ни одной из команд), причём в первом и третьем туре первой выбирает одна команда, а во втором и в четвёртом – другая (таким образом, порядок выбора задач командами следующий: 1-2-2-1-1-2-2-1). Команда, выбравшая ту или иную задачу, назначает по этой задаче докладчика, противоположная команда – оппонента. Выбор задач, назначение докладчика и оппонента осуществляется капитаном команды и происходит до начала обсуждения предшествующей задачи.
6.     
Каждый участник команды в течение одного математического боя может быть назначен один раз докладчиком и один раз оппонентом.
7.     
Докладчику предоставляется до 10 минут на подготовку доклада, после чего запрещаются всякие контакты докладчика и оппонента с остальными членами своих команд, которые в обсуждении не участвуют.
8.     
В процессе рассказа докладчиком решения задачи его могут прерывать только оппонент и жюри просьбой уточнить ранее сказанное. Наводящие вопросы и замечания, сделанные в это время, не оцениваются положительно, и верные ответы на них исправляют сделанные ранее ошибки. Докладчик может рассказать несколько различных решений задачи (или её некоторых этапов) с целью избежать получения командой-оппонентом дополнительных баллов (см. п.11).
9.     
По окончании выступления докладчика слово предоставляется оппоненту, который может исправить и дополнить решение, задать вопросы докладчику, предложить своё решение. Докладчик в том же порядке может оппонировать оппоненту и так далее.
10. 
Всякие верные высказывания участников команд, не являющихся по данной задаче докладчиками или оппонентами, засчитываются в баланс противоположной команде.
11. 
Жюри по итогам решения каждой задачи распределяет баллы (целые числа), руководствуясь следующими критериями: докладчику из расчёта за верное решение – 10 баллов; оппоненту из следующего расчёта: в сумме докладчику и оппоненту за обнародованное совместными усилиями верное решение – 10 баллов, при существенном улучшении оппонентом верного решения, или изложении принципиально иного верного решения – 12 баллов, при несущественном улучшении оппонентом верного решения, или изложении несколько иного верного решения – 11 баллов. Оценка за недостаточно рациональное решение не снижается, дополнительные баллы за оригинальность не начисляются. Команда может получить 1 балл, если найдёт ошибку в решении соперника, не сделав, при этом, никакого продвижения к решению задачи.
12. 
По окончании каждого тура жюри объявляет его итоги и текущий счёт. По окончании 4-го тура команда, набравшая не менее чем на 5 баллов больше соперника, объявляется победителем, в противном случае назначается дополнительный пятый тур. Командам предоставляется двадцать минут на решение оставшейся (9-ой) задачи. По окончании этого времени каждая из команд предоставляет в жюри письменное решение данной задачи. Жюри начисляет баллы каждой команде из расчёта 10.
13. 
По окончании 5-го тура команда, набравшая не менее чем на 4 балла больше соперника по итогам пяти туров, объявляется победителем, в противном случае фиксируется ничья. Команда, набравшая после четырёх туров на 3-4 очка больше соперника, может отказаться от проведения дополнительного тура, зафиксировав ничью, об этом должен заявить капитан команды не позже, чем через 5 минут после начала 5-го тура. В случае если регламентом турнира ничьи не предусматриваются (например в турнирах, проводящихся по олимпийской системе), то для определения победителей устраивается короткое дополнительное соревнование в соответствии со спецификой соревнования (в форме, по выбору жюри, определение победителя по жребию не допускается).
14. 
Математический бой судит жюри в составе председателя и двух членов. В случае проведения в одном здании одновременно нескольких матбоёв в рамках турнира математический бой может судить жюри в составе двух членов, а также председатель общего жюри турнира (тура) и несколько (в зависимости от числа матбоёв) его заместителей.
15. 
Во время решения задач в одном помещении с командой могут находиться только члены жюри, а также представитель команды-соперника.
16. 
Участникам матбоя разрешается пользоваться чертёжными инструментами, калькуляторами, справочниками, учебниками и т.п., запрещается пользоваться компьютерами, сборниками задач олимпиадного характера, конспектами занятий математических кружков, секций и т.п., а также в той или иной форме прибегать к мнению болельщиков, руководителей команды и прочих лиц. Во избежание недоразумений рекомендуется перед началом матбоя предъявить жюри материалы, которые предполагается использовать, без разрешения жюри запрещается пользоваться мобильными телефонами. Окончательное решение о возможности использования того или иного материала принимает председатель жюри.
17. 
Требовать у жюри разъяснения по поводу оценки задачи, апеллировать к решению жюри может только капитан команды (или какой-либо другой участник по его поручению). Подобные рассмотрения могут происходить только непосредственно после объявления результатов каждого тура.
18. 
О выбранной задаче, назначенном докладчике (оппоненте) капитан команды (только он) информирует жюри, после чего жюри информирует об этом другую команду. После этого перемена принятого решения не допускается

Некоторые комментарии к "правилам проведения математических боёв в г.Туле" и некоторые советы участникам математических боёв по тактике ведения боя.

1. Порядок выбора задач командами (1-2-2-1-1-2-2-1) составлен так, чтобы ни одна из команд не имела преимущества, если бы команды выбирали задачи строго по очереди (1-2-1-2-1-2-1-2), то, очевидно, что первая команда получила бы преимущество.
2. Докладчик имеет перед оппонентом большое преимущество, но это нормально, если обе команды правильно решили задачу, то счёт будет 10-0 в пользу докладчика (если у оппонента нет принципиально иного решения). Однако, то, что каждая команда является докладчиком и оппонентом одинаковое число раз (по 4), уравнивает ситуацию. Счёт 9-0, 10-1 и, тем более, 10-2 следует рассматривать как неплохой для оппонента.
3. Именно поэтому жюри объявляет очередные оценки и текущий счёт не после каждой задачи, а после каждых двух (после "тура"), чтобы в текущем счёте не отражалось преимущество одной из команд, которая к тому времени чаще была докладчиком (после каждого тура число докладов у обеих команд одинаково).
4. При выборе задачи нужно руководствоваться не только целью заработать на этой задаче побольше баллов, не позволить сопернику сделать того же, но и затруднить сопернику набирать баллы на следующих задачах. В связи с этим, было бы хорошо "перехватить" задачу у соперника, то есть выбрать задачу, которую соперник решил. Поэтому, обычно, при выборе задачи надо постараться выбрать ту задачу, которая кажется наиболее простой из оставшихся решённых.
5. Когда перед началом разбора задач команда решает, лучше ли ей начинать первой или предоставить это право соперникам, то неплохо прикинуть, сколько решённых задач достанется команде, как докладчику. Например, если команда решила одну задачу, то, начав матбой докладчиком и выбрав решённую задачу, команда гарантированно "заработает" одну задачу. В противном случае, если матбой начнёт соперник, он может "перехватить" единственную задачу. Легко понять, что в случае, если решено 3 задачи и команда начинает, то ей гарантированно может достаться только одна задача, а, если предоставить право начать сопернику, то 2. В случае, если решено 5 задач, получается, что лучше начать первым...
6. Надо иметь ввиду, что тактика, изложенная в п.5 не всегда бывает верна, так как не всегда команда соперника перехватывает решённые задачи, и не всегда оказывается верна собственная оценка того, верно ли решена та или иная задача.
7. Когда, перед началом разбора задач, председатель жюри спросит капитанов, хотят ли они начинать первыми, не следует торопиться отвечать на вопрос, а нужно предложить кинуть жребий и только потом (если жребий будет выигран) ответить. В противном случае, Вы вооружите соперника некоторой, возможно, полезной ему информацией.
8. Во время матбоя не следует забывать, что существует ограничение на число докладов и оппонирований одним человеком. Поэтому, нужно стараться, чтобы к выступлениям по некоторым задачам были готовы два и более человека. Возможно, полезно иметь в составе команды человека, который умеет ни сколько сам хорошо решать задачи, а хорошо умеет разбираться в решениях, подготовленных другими членами команды. Если команда выступает в неполном составе (4-5 человек), то возможности по выбору оппонентов и докладчиков (особенно в последних турах) резко сокращаются.
9. Данные "советы" ни в коей мере не относятся к участникам матбоёв по классическим ("ленинградским") правилам. Принципиальное отличие правил состоит в том, что по "ленинградским" правилам команда выбирает задачу не себе, а сопернику, то есть осуществляет вызов. Порядок вызовов определяется тем, был ли корректен предыдущий вызов, то есть решила ли сама вызывающая команда задачу (в "ленинградских" правилах имеется весьма точная грань между решёнными и нерешёнными задачами). В матбоях по "ленинградским" правилам при вызове соперника обычно выбирается самая сложная задача из числа решённых. "Ленинградские" правила математического боя изложены в журнале «Квант» №10 за 1972 год, в журнале «Математика в школе» №4 за 1990 год, в книге С.А.Генкина, И.В.Итенберга, Д.В.Фомина «Ленинградские математические кружки», изданной в г. Кирове в 1994 году.
Hosted by uCoz